Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Рекомендации педагогам по работе с несовершеннолетними девиантного поведения

Дата: 25 октября в 13:26

Понятие девиантного поведения несовершеннолетних подросткового возраста подразумевает комплекс деяний, противоречащих общественной морали и нарушающих ее. Это проявляется в жестокости, агрессии, различных зависимостях, фобиях, противоправных действиях, суицидальных наклонностях.

Девиантное (от англ. — отклонение) поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе. Это общее название для различных нарушений правил поведения.

Существуют различные классификации подростковых девиаций, но, как правило, они сводятся к описанию основных трех поведенческих групп.

Виды девиантного поведения подростков:

Асоциальное (аморальное) - поведение, которое нарушает морально-этические общественные нормы, не способствует эффективному взаимодействию с окружающими.

Делинквентное (антисоциальное) - самый опасный вид поведения, при котором подростки совершают противоправные действия и уголовные преступления, угрожают общественной морали и порядку, материальному положению и физическому здоровью окружающих.

Саморазрушающее - тип поведения, представляющий опасность для физического здоровья и психического состояния самого подростка. Сюда относятся все виды химической аддикции, расстройство пищевого поведения, аутоагрессия, попытки суицида.

Признаки девиантного поведения в подростковом возрасте разнообразны, но имеют одну общую черту: они все нарушают моральные и нравственные принципы.

Проявляется данное поведение в частых конфликтах с родителями, педагогами, сверстниками, быстрой смене друзей, связях. Подростки могут прогуливать уроки, отказываться посещать школу, сбегать из дома.

Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей: клептомания; игровая и компьютерная зависимость у подростков; пищевая зависимость (булимия, анорексия); сексуальные девиации (педофилия, зоофилия, некрофилия); агрессия у подростков; низкий уровень интеллекта; отрицательное отношение к учебе; конфликты в семье; уходы из дома; мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка.

Причины девиации очень разнообразны. Иногда они образуют целый комплекс, преодолеть который бывает крайне непросто.

Социальные факторы:

1. Неблагоприятная семейная среда;

2. Негативное влияние со стороны сверстников;

3. Проблемы адаптации в учреждении;

4. Негативное воздействие  СМИ;

5. Социальное неравенство;

6. Недостаточная доступность  социальных услуг.

Психологические факторы: особенности темперамента и характера; сильные эмоциональные переживания, стрессы; низкая самооценка, развитый комплекс неполноценности, повышенная агрессивность, конфликтность, жестокость, склонность к насилию  и обману.

Изучая подростка необходимо: 

Изучать целенаправленно и осознанно.

Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.

В беседе подросток должен по­чувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.

Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.

Профилактика девиантного поведения:

Значимую роль в проведении профилактической работы играет деятельность педагогов, направленная на социальную адаптацию обучающихся и содействие в создании условий для полноценного личностного развития, профессионального становления и жизненного самоопределения учащихся в учреждениях образования, в семье и социальном окружении.

Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь детям и подросткам с отклонениями в поведении должна быть направлена, прежде всего, на восстановление их нормального психолого-социального статуса, на их адекватную самореализацию за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.

Определяя стратегию работы с детьми и виды помощи, необходимо провести анализ отклоняющего поведения и выявить внутренние ресурсы личности.

Анализ отклоняющегося поведения:

•        форма и степень выраженности девиантного поведения;

•        степень социальной дезадаптации;

•        отношение к отклоняющемуся поведению самой личности;

•        поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы);

•        поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода);

•        ингибиторы (препятствующие условия);

•        внутренние ресурсы личности;

•        возможные пути преодоления (стратегия изменения);

•        формы и методы социально-педагогической поддержки  и психологической помощи.

Также необходимо изучить социальное окружение ребенка и провести психолого-педагогическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями и другими членами семьи, педагогами, друзьями); корректировать, прежде всего, те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию; создать оптимальную модель отношений и способов поведения ребенка.

Последовательность шагов по изменению отклоняющегося поведения является следующей:

1. Восстановление у ребенка позитивного самовосприятия, его доверия к себе и к миру.

2. Анализ проблемы, выявление провоцирующих источников и причин.

3. Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения.

4. Построение шагов роста: описание конкретных достижений через день, неделю, месяц.

5. Определение союзников – тех, кто поможет достичь поставленной цели.

6. Проработка возможных рецидивов старого поведения с использованием стратегии ”устранение рецидивов“.

В профилактике девиантного поведения детей и подростков наиболее эффективно используются следующие современные технологии: технология социального успеха, технология позитивной коммуникации и технология изменения социальной среды.

Технология социального успеха предполагает, прежде всего, включение самих детей и подростков в реализацию программ по личностному развитию через привлечение к активной общественной жизни, созданию ситуации ”успеха“, стимулированию творческого потенциала. Вовлечение детей и подростков в творческую деятельность является альтернативой негативному поведению, насилию позволяет усилить уровень самозащиты. Целенаправленная работа по привлечению в активную деятельность, направленную на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, помогает им в приобретении позитивных социальных навыков.

Технология позитивной коммуникации направлена на развитие у детей и подростков коммуникативной культуры, умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, способствует выходу на более высокие уровни социальных отношений, формированию и укреплению социальных и жизненных навыков, умения делать осознанный выбор в пользу позитивного поведения.

Технология изменения социальной среды – улучшение взаимоотношений родителей и детей через организацию временной совместной жизнедеятельности в рамках иной социальной среды, создающей благоприятные условия для нормализации детско-родительских взаимоотношений и самореализации каждого.

Рекомендации по взаимодействию с детьми, у которых наблюдается отклоняющееся поведение

Общаясь с подростком: 

Беседу нужно начинать с дружеского тона.

При первой встрече старайтесь его не критиковать.

В процессе общения проявляйте к нему искренний интерес.

Словом, располагающим подростка к общению, является его имя.

Диалог следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.

В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.

Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.

Умейте смотреть на вещи глазами подростка.

Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дает объективную картину диагностики подростка.

Условиями успешной профилактической работы являются комплексность, последовательность, своевременность.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.