Понятие девиантного поведения несовершеннолетних подросткового возраста подразумевает комплекс деяний, противоречащих общественной морали и нарушающих ее. Это проявляется в жестокости, агрессии, различных зависимостях, фобиях, противоправных действиях, суицидальных наклонностях.
Девиантное (от англ. — отклонение) поведение — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, социально одобряемых, наиболее распространенных и устоявшихся норм в обществе. Это общее название для различных нарушений правил поведения.
Существуют различные классификации подростковых девиаций, но, как правило, они сводятся к описанию основных трех поведенческих групп.
Виды девиантного поведения подростков:
Асоциальное (аморальное) - поведение, которое нарушает морально-этические общественные нормы, не способствует эффективному взаимодействию с окружающими.
Делинквентное (антисоциальное) - самый опасный вид поведения, при котором подростки совершают противоправные действия и уголовные преступления, угрожают общественной морали и порядку, материальному положению и физическому здоровью окружающих.
Саморазрушающее - тип поведения, представляющий опасность для физического здоровья и психического состояния самого подростка. Сюда относятся все виды химической аддикции, расстройство пищевого поведения, аутоагрессия, попытки суицида.
Признаки девиантного поведения в подростковом возрасте разнообразны, но имеют одну общую черту: они все нарушают моральные и нравственные принципы.
Проявляется данное поведение в частых конфликтах с родителями, педагогами, сверстниками, быстрой смене друзей, связях. Подростки могут прогуливать уроки, отказываться посещать школу, сбегать из дома.
Кроме прочего, сегодня можно встретить следующие девиантные формы поведения детей: клептомания; игровая и компьютерная зависимость у подростков; пищевая зависимость (булимия, анорексия); сексуальные девиации (педофилия, зоофилия, некрофилия); агрессия у подростков; низкий уровень интеллекта; отрицательное отношение к учебе; конфликты в семье; уходы из дома; мелкие проступки на уровне нарушения норм дисциплины и общественного порядка.
Причины девиации очень разнообразны. Иногда они образуют целый комплекс, преодолеть который бывает крайне непросто.
Социальные факторы:
1. Неблагоприятная семейная среда;
2. Негативное влияние со стороны сверстников;
3. Проблемы адаптации в учреждении;
4. Негативное воздействие СМИ;
5. Социальное неравенство;
6. Недостаточная доступность социальных услуг.
Психологические факторы: особенности темперамента и характера; сильные эмоциональные переживания, стрессы; низкая самооценка, развитый комплекс неполноценности, повышенная агрессивность, конфликтность, жестокость, склонность к насилию и обману.
Изучая подростка необходимо:
Изучать целенаправленно и осознанно.
Первое знакомство с подростком — это разговор о его интересах и о тех областях его жизни, где он лучше всего осведомлен.
В беседе подросток должен почувствовать искреннее, заинтересованное отношение к нему.
Изучение подростка нельзя проводить в отрыве от той среды, в которой он рос и которая его окружает.
Профилактика девиантного поведения:
Значимую роль в проведении профилактической работы играет деятельность педагогов, направленная на социальную адаптацию обучающихся и содействие в создании условий для полноценного личностного развития, профессионального становления и жизненного самоопределения учащихся в учреждениях образования, в семье и социальном окружении.
Социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь детям и подросткам с отклонениями в поведении должна быть направлена, прежде всего, на восстановление их нормального психолого-социального статуса, на их адекватную самореализацию за счет проработки психологических трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных, характерологических.
Определяя стратегию работы с детьми и виды помощи, необходимо провести анализ отклоняющего поведения и выявить внутренние ресурсы личности.
Анализ отклоняющегося поведения:
• форма и степень выраженности девиантного поведения;
• степень социальной дезадаптации;
• отношение к отклоняющемуся поведению самой личности;
• поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы);
• поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода);
• ингибиторы (препятствующие условия);
• внутренние ресурсы личности;
• возможные пути преодоления (стратегия изменения);
• формы и методы социально-педагогической поддержки и психологической помощи.
Также необходимо изучить социальное окружение ребенка и провести психолого-педагогическую работу с ключевыми фигурами из значимого ближайшего окружения (с родителями и другими членами семьи, педагогами, друзьями); корректировать, прежде всего, те ценности, поведение, черты характера, эмоции, которые нарушают адекватную самореализацию и социальную адаптацию; создать оптимальную модель отношений и способов поведения ребенка.
Последовательность шагов по изменению отклоняющегося поведения является следующей:
1. Восстановление у ребенка позитивного самовосприятия, его доверия к себе и к миру.
2. Анализ проблемы, выявление провоцирующих источников и причин.
3. Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения.
4. Построение шагов роста: описание конкретных достижений через день, неделю, месяц.
5. Определение союзников – тех, кто поможет достичь поставленной цели.
6. Проработка возможных рецидивов старого поведения с использованием стратегии ”устранение рецидивов“.
В профилактике девиантного поведения детей и подростков наиболее эффективно используются следующие современные технологии: технология социального успеха, технология позитивной коммуникации и технология изменения социальной среды.
Технология социального успеха предполагает, прежде всего, включение самих детей и подростков в реализацию программ по личностному развитию через привлечение к активной общественной жизни, созданию ситуации ”успеха“, стимулированию творческого потенциала. Вовлечение детей и подростков в творческую деятельность является альтернативой негативному поведению, насилию позволяет усилить уровень самозащиты. Целенаправленная работа по привлечению в активную деятельность, направленную на изменение своего статуса и положения в обществе, на удовлетворение своих интересов и прав, решение собственных проблем, помогает им в приобретении позитивных социальных навыков.
Технология позитивной коммуникации направлена на развитие у детей и подростков коммуникативной культуры, умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, способствует выходу на более высокие уровни социальных отношений, формированию и укреплению социальных и жизненных навыков, умения делать осознанный выбор в пользу позитивного поведения.
Технология изменения социальной среды – улучшение взаимоотношений родителей и детей через организацию временной совместной жизнедеятельности в рамках иной социальной среды, создающей благоприятные условия для нормализации детско-родительских взаимоотношений и самореализации каждого.
Рекомендации по взаимодействию с детьми, у которых наблюдается отклоняющееся поведение
Общаясь с подростком:
Беседу нужно начинать с дружеского тона.
При первой встрече старайтесь его не критиковать.
В процессе общения проявляйте к нему искренний интерес.
Словом, располагающим подростка к общению, является его имя.
Диалог следует начинать с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
В процессе общения старайтесь вести диалог на равных.
Старайтесь инициативу общения держать в своих руках.
Умейте смотреть на вещи глазами подростка.
Общаясь с подростком, старайтесь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
Один метод сам по себе не метод. Только содружество методов, растянутых во времени, дает объективную картину диагностики подростка.
Условиями успешной профилактической работы являются комплексность, последовательность, своевременность.