Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Консультация "Психологические особенности младших подростков"

Дата: 23 октября 2024 в 14:45
79 просмотров

Дети 10-12 лет находятся в младшем подростковом возрасте, переживая переход от детства к подростковому. Подросток находится в состоянии между взрослым и ребенком, оценивая и переоценивая опыт, полученный в семье, школе и обществе. Отношения становятся дисгармоничными, что приводит к трудностям в адаптации к новым социальным условиям. Внешние (изменение учебной деятельности, отсутствие единства требований от взрослых, новые социальные связи) и внутренние (биологические изменения) предпосылки способствуют кризису. Этот период сопровождается беспокойством, агрессией, упрямством и снижением работоспособности.

Дети 10-12 лет (учащиеся 5-6 классов) находятся в переходном возрасте – от младшего возраста к подростковому. Этот возрастной период принято называть младшим подростковым возрастом. Возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости. В это время характерны усиление независимости детей от взрослых, негативизм – стремление противостоять, не поддаваться любым влияниям, предложениям, суждениям, чувствам взрослых.

Как и любой другой, подростковый возраст “начинается” с изменения социальной ситуации развития.

Специфика социальной ситуации развития заключается в том, что подросток находится в положении (состоянии) между взрослым и ребенком – при сильном желании стать взрослым, что определяет многие особенности его поведения, подросток стремится отстоять свою независимость, приобрести право голоса. Избавление от опеки взрослых является универсальной целью отрочества. Но избавление это проходит не путем разрыва отношений, отделения, что, вероятно, тоже имеет место (в особых случаях), а путем возникновения нового качества отношений. Это не столько путь от зависимости к автономии, сколько движение к все более дифференцированным отношениям с другими.

Все то, к чему подросток привык с детства, – семья, школа, сверстники, – подвергается оценке и переоценке, обретает новое значение и смысл.

Таким образом, в социальной ситуации развития подростка появляется принципиально новый компонент – отчуждение, т.е. дисгармония отношений в значимых областях. Дисгармония проявляется в деятельности, поведении, общении, внутренних переживаниях, и ее совокупным результатом являются сложности при “врастании” в новые области. Дисгармония отношений возникает тогда, когда подросток выходит из привычной, комфортной для него системы отношений и не может еще войти (врасти) в новые сферы жизни. В таких условиях подросткам необходимы те качества, отсутствием которых они и характеризуются.

Подростковый возраст разделяется на младший подростковый и старший подростковый кризисом 13 лет. Хотя, как по сути, так и по характеру происходящих в этом возрасте перемен, подростковый возраст в целом является кризисным.

Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

К внешним относятся:

1. Изменение характера учебной деятельности:

а) многопредметность;

б) содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук;

в) предлагаемые к усвоению абстракции вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям.

2.        Отсутствие единства требований (с 1-го по 4-й класс был один учитель начальных классов, а сейчас – несколько преподавателей-предметников): сколько преподавателей, столько различных оценок окружающей действительности, а также поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда – необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых.

3. Приобщение к общественно-полезному труду приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности.

4.        Появление новых требований со стороны взрослых – реальной помощи по хозяйству, возложение ответственности.

5.        Изменение положения ребенка в семье – с ним начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка – предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива.

Наличие внутренних биологических предпосылок объясняется тем, что в этот период весь организм человека выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки.

Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и костно-мышечная. Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Выражена неравномерность созревания различных органических систем. В кровеносной системе – мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. В костно-мышечной системе – костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство.

Все это приводит к тому, что повышаются утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков в 8–11 раз. Так начинается негативная фаза подросткового возраста. Ей свойственны беспокойство, тревога, диспропорции в физическом и психическом развитии, агрессивность, грубость, противопоставление себя преподавателю, воспитателю, бравирование недостатками, аффективные вспышки, противоречивость чувств, упрямство, критицизм, своеволие, недостаточно мотивированные поступки, снижение работоспособности, меланхолия и т. д.

При этом следует знать, что:

1)        Ни одно из этих негативных проявлений, нередко отмечаемых в поведении  детей, к числу специфически возрастных особенностей младшего подростка не относится.

2)        Эти явления представляют собою лишь производную неудовлетворенной потребности в достойном положении в группе сверстников (классе и т.д.) и в семье, а также в щадящем режиме труда и отдыха.

3) Младшим подросткам присуща повышенная утомляемость.

Немотивированные выходки и аффективные вспышки не отмечаются у младших подростков в бодром состоянии; но в состоянии утомления они чаще обращаются к уродливым явлениям как средству самоутверждения.

В целях профилактики утомления необходимо осуществлять контроль за соблюдением младшими подростками         возрастной нормы сна и режима учебной работы. Вредно в 10–12 лет просиживать многие часы за приготовлением домашних заданий, на классных (без движений) занятиях в системе дополнительного образования. В идеале младший подросток должен, по крайней мере, в течение нескольких часов в день поиграть со сверстниками на свежем воздухе.

Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется мир ценностей, потребность в интимной коммуникации, он может испытывать чувство любви, мечтает и т. д.      

Можно выделить четыре вида наиболее ярких интересов подростка, называемых доминантами:

  • “эгоцентрическая доминанта” – интерес подростка к собственной личности, своей внешности, самопознанию, повышенная критичность к себе;
  • “доминанта дали” – установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;
  • “доминанта усилия” – интерес подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте;
  • “доминанта романтики” – интерес к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.